ДЕПО на Лесной
Депо на Лесной улице – не только сохранившийся образец промышленной архитектуры начала XX века, но и современный lifestyle-квартал.
История Миусского депо началась в 1874 году. Главная его особенность – уникальное сочетание полуторавековой истории и атмосферы новаторства. Именно отсюда на улицы Москвы впервые вышел общественный транспорт: первые конки в конце XIX века, а затем – первые электрические трамваи и первые троллейбусы серии МТБ-82, ставшие одним из знаковых символов послевоенной эпохи.
В 2017-2019 годах Группа компаний «Киевская площадь» провела реставрацию депо с приспособлением к современному использованию. Восстановительные работы проводились под контролем Департамента культурного наследия Москвы.
Миусское депо – это шесть строений, выполненных в так называемом кирпичном стиле промышленной застройки рубежа XIX и XX веков. Они были спроектированы Михаилом Глейнингом и Николаем Жуковым, которые отразили ключевую идею промышленной архитектуры той эпохи – «строить заводы как дворцы», объединяя традиции русского зодчества с одной стороны и элементы романской и готической архитектуры – с другой.
«Нам было важно сохранить эту атмосферу, деликатно и внимательно отнестись к трансформации исторической архитектуры к современному использованию. Чтобы в этих зданиях гости чувствовали ее и возвращались снова», – пояснил представитель Группы компаний «Киевская Площадь» Владислав Юсупов.
Реставрация Миусского депо проводилась очень тщательно. Были привлечены лучшие специалисты «Киевской площади» с высокой квалификацией и большим опытом в восстановлении объектов архитектуры. Работы выполнили менее чем за два года.
Главный приоритет в реставрации – возвращение каждому строению его исторического облика. Реставраторы ориентировались на большое количество архивных фотографий и документов, а также оригинальные чертежи.
Например, для восстановления кирпичной кладки нужно было найти 300 тыс. образцов редкого большемерного кирпича. Была создана целая экспедиция, которая отправилась по Ивановской, Вологодской и Владимирской областям в поисках нужных материалов. Кроме того, специалисты заменили более 10 тыс. кв. метров дорожных покрытий, свыше 17 тыс. «квадратов» крыши, отреставрировали уникальные чугунные оконные рамы, восстановили утраченные кирпичные арки, перемычки, колонны и кирпичные декоративные элементы.
В ходе реставрации ограды были обнаружены два столба-пилона конца XIX века. По клейму с завода удалось определить их подлинность, и они были не просто сохранены, а стали частью нового ограждения.
После реализации проекта на территории бывшего трамвайно-троллейбусного парка возник современный lifestyle-квартал. Команда «Киевской площади» сохранила уникальность пространства и нашла для него новую функциональность.
В самом крупном здании расположился фуд-молл «ДЕПО.Москва», который объединяет гастрономические корнеры и лавки со свежими фермерскими продуктами. На территории работает 10 крупных ресторанов.
Для любителей активного образа жизни в одном из строений комплекса находится футуристический спортивный клуб. Также гости «ДЕПО» могут поучаствовать в благотворительности или попасть на концерт любимой группы. И все это – в рамках музейного пространства под открытым небом.
До пандемии посещаемость фудмолла «ДЕПО» составляла порядка 30 тыс. посетителей в сутки, то есть почти миллион человек в месяц.
Владислав Юсупов считает, что ключевых составляющих успеха несколько: уникальность проекта для Москвы; широкий выбор активностей – от гастрономии до шопинга и фитнеса; гастрономический опыт.
Проект обрел собственное значение и в экспертном сообществе считается одним из наиболее наглядных примеров успешной реализации многофункционального подхода и приспособления исторического объекта к современному использованию.
Три вокзала
Более двух тысяч рабочих мест появится в новом фуд-молле «Депо Три вокзала». Этот масштабный проект по редевелопменту и приспособлению объектов исторической архитектуры к современному использованию планируется реализовать недалеко от Комсомольской площади.
«Депо Три вокзала» расположится в зданиях 2-го троллейбусного парка на Новорязанской улице. Ранее там базировалось трамвайное депо им. Баумана, которое в 1937 году переехало на северо-восток столицы, в район Ростокино.
Концепция проекта выделяется многофункциональностью: на одной территории будет сконцентрировано несколько различных по назначению объектов, которые гармонично дополняют друг друга.
Самое большое здание на территории нового «Депо» займет фуд-молл. Его площадь составит более 8 тыс. кв. метров. В нем по традиции будут представлены популярные и интересные гастроконцепции.
В других зданиях расположится инфраструктура для бизнес-кластера. Авторы проекта считают, что современная обстановка сможет привлечь молодых предпринимателей и инвесторов, нацеленных на финансирование технологичных бизнес-идей.
Новое пространство станет местом встречи единомышленников, будущих партнеров, а также позволит стимулировать рост динамично развивающегося IT-сектора.
Отдельное развитие получит и развлекательная программа. Здесь проходят не только концерты популярных артистов, но и арт-выставки, фестивали, благотворительные акции, образовательные проекты и многое другое.
Особое внимание авторы проекта уделяют созданию комфортной атмосферы для семейного досуга. Также на территории «Депо Три вокзала» обещают открыть кинопаркинг.
Многофункциональное пространство планируется создать во второй половине 2022 года, сообщили в группе компаний «Киевская площадь», реализующей проект.
Новый взгляд на историю
Экосистемы – растущий сегмент девелопмента, требующий новых интересных подходов. Новый проект компании «Киевская площадь» нацелен именно на это.
Расширенная многофункциональность позволяет не просто занять значимое место в городском ландшафте, но и создать новый тренд. То же самое в свое время случилось и с предыдущим проектом под брендом «Депо» – гастрокварталом «Депо Лесная».
Как и в проекте на Лесной улице, здания троллейбусного парка, в которых откроется «Депо Три вокзала», являются объектом культурного наследия. Этот архитектурный ансамбль построили в апреле 1911 года, в 2021 году ему исполнилось 110 лет. Здания возвели по проекту, специально разработанному в начале XX века для городских трамвайных парков в мастерской гражданского инженера Михаила Поливанова.
В январе 2020 года Мосгорнаследие согласовало проект работ по сохранению зданий Рязанского трамвайного парка. Реставрационные работы затронут вагонный сарай, здание амбулатории, мастерские, гараж, дом администрации и проходную.
Специалисты отреставрируют кирпичную кладку и кирпичные своды в каждом строении, уберут поздние элементы, искажающие исторический облик, приведут в порядок кровлю и системы водоотведения, временно закроют оконные проемы.
Фасады и интерьеры памятника также отреставрируют. Проведение восстановительных работ проконтролирует Департамент культурного наследия Москвы.
Источник информации https://stroi.mos.ru