Лидеры метростроения

Metro stations in MoscowМосковское метро – один из самых эффективных и красивых видов транспорта в мире.

В российской столице метрополитен строится активно – с 2011 года было открыто 100 новых станций, включая линию «наземного метро» – Московское центральное кольцо (МЦК).

Первые предложения по строительству метро в Москве появились еще в 1875 году. Однако решение о создании столичной подземки приняли только в 1931-м. Через четыре года ударной стройки «поехала» первая линия – Сокольническая.

С 1955 года упор в развитии метро был сделан на увеличение темпов строительства за счет снижения стоимости строительства станций. На каждую из них стали выделять определенную сумму, в которую необходимо было уложиться.
В последующие годы стала активно внедряться концепция радиусов, соединенных только с Кольцевой линией подземки.

В постсоветский период темпы строительства метро заметно снизились из-за сокращения его финансирования.

Сейчас темп развития подземки в Москве набрал колоссальные обороты: создаются новые линии, продлеваются существующие диаметры, формируются новые пересадочные контуры, а транспортный каркас столицы активно меняет свою форму.

Новые линии метро Москвы

За последние 11 лет в Москве открыли новые станции на следующих ветках:

Люблинско-Дмитровская – 9;
Сокольническая – 7;
Замоскворецкая – 4;
Таганско-Краснопресненская – 4;
Бутовская – 2;
Калининская – 1;
Арбатско-Покровская – 1
МЦК – 31.

Были полностью сформированы абсолютно новые ветки метро: Некрасовская линия (7 станций), Солнцевский радиус (12 станций), «полукруг» Большой кольцевой линии (22 станции). Итого – 100 станций.

Замкнуть (БКЛ) планируется в ближайшее время. Новое московское метропольцо – Большая кольцевая линия – это главный проект столичного метростроения: на кольце длиной более 70 км будет действовать 31 станция.

Именно на БКЛ в 2021 году состоялся самый масштабный единовременный пуск – москвичи получили к Новому году подарок в виде девяти новых и одной реконструированной станции.

По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, за последние годы столица сделала настоящий прорыв в развитии метро.

Кстати, впервые ТПМК в России применили в 1931 году – при строительстве первого участка столичной подземки. В 1935 году парк машин насчитывал уже 42 единицы. Тогда они были немеханизированными и требовали ручного труда – рабочие разрабатывали и сгружали породу в вагонетки, которые вручную перемещали по тоннелю.

В марте 2020 года инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» –генеральный подрядчик по строительству новых линий и станций столичного метро – установил мировой рекорд, зафиксированный судьей Гиннесса: в режиме проходки находились одновременно 23 щита.

Помимо станций и линий метро, в Москве строятся электродепо для обслуживания подвижного состава подземки. С 2011 года в столице реконструировали и построили 11 депо.

Возведены шесть таких объектов: «Митино», «Братеево», «Лихоборы», «Солнцево», «Руднёво» и первый этап депо «Нижегородское». Также пять электродепо реконструировано: «Печатники», «Планерное», «Сокол» и первые этапы депо «Владыкино» и «Выхино». Благодаря этому в Москве создано около 8 тыс. рабочих мест.

С 2023 по 2025 год включительно в городе планируется завершить строительство 18 станций, двух электродепо и 38,9 км путей метро.

Троицкая линия метро уже строится. Новая радиальная ветка столичной подземки длиной порядка 40 км будет включать 17 станций. Она дойдет от станции «ЗИЛ» до Новой Москвы.

Сейчас активно создаются два участка: центральный – со станциями «ЗИЛ», «Крымская», «Академическая» и «Вавиловская», а также отрезок между БКЛ метро и Коммунаркой, на котором расположатся платформы «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская» и «Мамыри». Последняя станция по итогам голосования москвичей на портале «Активный гражданин» получит название «Корниловская».

Помимо этого, в планах – создание еще одной станции Кольцевой линии метро – «Суворовской». Недавно был утвержден проект станции. Она разместится под Суворовской площадью на перегоне между «Новослободской» и «Проспектом Мира» и станет пересадочной на «Достоевскую» салатовой линии.

«Суворовская» улучшит транспортную доступность спорткомплекса «Олимпийский», который сейчас реконструируется, а также районов Мещанский, Тверской и Марьина Роща, где проживает более 200 тыс. москвичей.

В ближайшее время завершится мегапроект по созданию БКЛ метро. Запуск новой транспортной системы имеет колоссальное значение для градостроительного развития Москвы: новое кольцо подземки стимулирует рост районов, которые расположены в зоне его влияния, а также послужит мощнейшим фактором развития этих территорий и повышения их градостроительного потенциала.

Люблинско-Дмитровская продлевается на север. Здесь разместится еще три станции: «Лианозово», «Яхромская» и «Физтех». Также салатовый радиус планирует пополниться станцией «Южный порт», которая расположится на перегоне между «Кожуховской» и «Печатниками».

Сокольническая ветка протянется дальше в Новую Москву, конечной станет станция «Потапово».

Метро придет в аэропорт «Внуково», когда на Солнцевской ветке завершится строительство нового участка со станциями «Пыхтино», «Аэропорт Внуково» и метромостом через реку Ликова.

Метро в мире

По состоянию на январь 2021 года, в 205 мировых городах 61 страны действуют метрополитены.
Самой длинной в мире сетью подземки считается Шанхайское метро – общая длина линий там превышает 800 км. Здесь же самый высокий годовой пассажиропоток.

Национальная комиссия по развитию и реформам утвердила план строительства городской сети метро в Шанхае на 2018-2023 годы. Согласно ему, ожидается, что строительство пяти новых линий метро (и двух веток пригородной железной дороги), а также двух участков существующих – займет от пяти до шести лет. Работы планируется начать до 2023 года.

Китай является самой густонаселенной страной мира с самой масштабной системой метро. Протяженность метрополитена всего КНР насчитывает 8,6 тыс. км и 250 линий, а также свыше 5 тыс. станций. Ежегодно здесь открываются десятки станций подземки в разных городах.

Например, в декабре 2021-го жители Пекина получили предновогодний подарок в виде 58 км новых линий метро, где открылось более 30 станций.

Еще один мегапроект мирового метростроения – создание метрополитена в Эр-Рияде – столице Саудовской Аравии. Это будет вторая система подземки в стране после метро Мекки. Здесь запланировано создание трех очередей метро с шестью линиями общей длиной свыше 170 км. В центре оно будет подземным, а за его пределами – надземным. На всех станциях (их появится более 80) установят платформенные раздвижные двери.

Проектирование первой очереди метро в Эр-Рияде стартовало осенью 2009 года и завершилось в 2013-м, через год началось строительство. Изначально планировалось открыть метрополитен в 2021 году, но теперь поэтапный ввод станций намечен конец 2022-2023 годов.

Дубай – крупнейший город Объединенных Арабских Эмиратов – также имеет масштабные планы по строительству метро. Сейчас там работают всего две линии с более 50 станциями. Длина системы подземки составляет около 90 км.

Дубайское метро открылось в 2009 году, сейчас для жителей и туристов функционируют Красная и Зеленая линии. Особенность подземки этого города в том, что электропоезда здесь ездят в автоматическом режиме – без машинистов.

На станциях размещены эскалаторы, раздвижные платформенные двери, а в переходах – траволаторы. Пути метро проходят по виадукам, а в центре города – под землей.

Задумывалось, что метро Дубая пополниться еще двумя линиями – Голубой и Пурпурной, однако план был сокращен. Сейчас дубайские власти рекламируют контракты на продление существующих линий метро более чем на 20 км. Так, на Зеленой ветке может появиться 20,6 км новых путей и 11 станций, а Красную намечено продлить на 3,5 км.

Вся информация о строительстве метро в Москве https://stroi.mos.ru/metro